О программе нравственно-духовного образования «Самопознание»

Национальный институт гармоничного развития человека

О современном этапе развития Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»



Программа нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание» вступила в новый этап своего развития, что станет еще одним импульсом к новым достижениям в духовно-нравственном развитии молодого поколения нашей республики.

Но прежде чем говорить о новых задачах, необходимо подвести итоги сделанного, ведь результаты нашей деятельности – это основа для дальнейшего продвижения. 

Программа «Самопознание» в своем развитии прошла большой путь: разработка концепции, ее методологических основ, психолого-педагогическое обоснование, методическое оформление, экспериментальная апробация, успешно завершившаяся в 2010 г. массовым внедрением предмета «Самопознание» в систему образования. Потенциал программы нашел дальнейшую реализацию в пилотном проекте по интеграции ее содержания в целостный педагогический процесс.

Значительная роль в развитии программы принадлежит Республиканскому совету по нравственно-духовному образованию «Самопознание», создание которого инициировано в 2013 г. автором программы Сарой Алпысовной Назарбаевой, лично принимавшей участие в его работе. Республиканским советом был принят ряд важнейших решений по подготовке педагогических кадров для Программы НДО «Самопознание»: образованы Координационный совет по вузам, Координационный совет по организациям ТиПО. Вопросы, которые поднимаются на заседаниях совета, чрезвычайно актуальны, а все принятые им решения способствуют успешной реализации Программы «Самопознание».

Эти ключевые вехи на пути развития программы закономерно привели к ее современному статусу. В качестве основы системы воспитания и обучения Программа НДО «Самопознание» закреплена в 2018 г. в Законе «Об образовании» Республики Казахстан, приобретя статус общенациональной программы, реализуемой на всех уровнях образования.

Министерством образования и науки Республики Казахстан в феврале 2019 г. был утвержден План мероприятий по реализации Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» на 2019–2022 гг.

Нравственно-духовное образование «Самопознание» за 20 лет своего развития вышло за рамки одного предмета и охватило все области учебно-воспитательного процесса, генерируя свойства воспитательной системы.

Задача интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс организаций образования, развитие на этой основе системы воспитания и обучения решалась посредством реализации пилотного проекта, начатого в 2014 г. в 24 организациях образования: детских садах, школах, колледжах. Результаты этого проекта позволили развить его и подключить в мае 2017 г. еще 48 организаций образования в регионах нашей республики.

Целью пилотного проекта является создание в организациях образования целостного образовательного пространства, содержание компонентов которого основано на общечеловеческих ценностях.

Школы, включившиеся в пилотный проект по Программе НДО «Самопознание», проводили системную работу по интеграции общечеловеческих ценностей в содержание учебных предметов, внеучебной деятельности и дополнительное образование, работу с родителями, административную и методическую деятельность организации образования.

Институт гармоничного развития человека Центра «Бөбек» занимался научно-методическим сопровождением пилотного проекта и осуществлял организацию методической учебы педагогических коллективов; консультативно-методическую помощь в организации деятельности педагогов по развитию воспитательной системы на основе общечеловеческих ценностей; мониторинг деятельности пилотных организаций образования; анализ, обобщение и распространение прогрессивного педагогического опыта в ходе пилотного проекта. 

Базовые идеи Программы НДО «Самопознание» воплощены в содержании и методике преподавания предмета «Самопознание» – предмета инновационного по своей сути. Они нашли свое воплощение в дополнительном образовании, во внеучебной деятельности. Если ценностное наполнение содержания этих сфер жизни школьника не представляло большой трудности, то интеграция общечеловеческих ценностей в содержание учебных предметов стала одной из наиболее сложных задач пилотного проекта.

Интеграция предмета «Самопознание» и школьных дисциплин осуществляется через содержание образования, посредством методов и форм обучения, а также через личность самого учителя.

Перед учителями была поставлена задача – актуализировать ценностный потенциал содержания школьных предметов и на этой основе раскрыть потенциальные возможности каждого учащегося, способствовать  совершенствованию его личности.

Что было сделано в пилотных школах для достижения этой цели?

Была продолжена активная работа учителей по изучению принципов самопознания через самообразование, участие в форумах, семинарах, конференциях по вопросам интеграции самопознания в целостно-педагогический процесс.

Был введен дополнительный час по самопознанию из вариативной части типового учебного плана, интегрированные уроки стали неотъемлемой частью образовательного процесса.

В тематике заседаний методического совета важное место заняли вопросы интеграции, такие как «Примеры интеграции предмета «Самопознание» с дисциплинами гуманитарного цикла», «Методы и формы интеграции Программы НДО «Самопознание» в единое образовательное пространство школы», «Примеры интеграции предмета «Самопознание» с дисциплинами математического цикла» и др.

Для решения поставленной задачи педагоги вносили изменения в процесс планирования обучения. Так, при формулировке воспитательной задачи в поурочном плане педагогу необходимо:

  • определять, какие ценности актуализирует содержание урока, какие качества личности могут быть развиты;  
  • учитывать этапы интеграции при разработке структуры поурочного плана;
  • на уроке использовать методы и приемы учебного предмета «Самопознание», логически оправданные его целями и содержанием.

Необходимо отметить, что общечеловеческие ценности, лежащие в основе Программы НДО «Самопознание», гармонично сочетаются с ценностями, которые пронизывают программы «Мәңгілік Ел» и «Рухани жаңғыру» что естественно, так как общечеловеческие и национальные ценности – это, можно сказать, сообщающиеся сосуды.

Конечно, интеграция самопознания в образовательные области школьной программы – наиболее сложный процесс, на пути которого было и есть немало трудностей и препятствий.

Объективной трудностью является отсутствие знаний по Программе НДО у учителей, преподающих школьные дисциплины. Системное повышение квалификации по самопознанию для них не предусмотрено. Решение этой проблемы нам предстоит найти.

К субъективным препятствиям необходимо отнести настрой консервативной части педагогов, плохо воспринимающих нововведения в образовательной системе, что объясняется разными причинами: нежеланием развиваться, приобретать новые знания; неуверенностью в себе, в своих способностях, силах, нежеланием показаться смешным. Именно такие педагоги задают обычно вопрос: «Зачем нужно интегрировать самопознание в содержание других дисциплин?»

Однако в тех педагогических коллективах, руководство которых понимает важность программы, ее потенциал в деле воспитания подрастающего поколения, создается коллектив единомышленников, которые стремятся к тому, чтобы каждый урок носил воспитывающий характер, и «два крыла обучения» (интеллектуальный и духовно-нравственный) были бы слиты воедино.

Мониторинг интегрированных уроков на разных стадиях пилотного проекта показывает улучшение дисциплины на уроках. Выросло количество учащихся с позитивным отношением к учебе, выполнению домашних заданий. Обучаемые стали более раскрепощенными в своих суждениях, анализируют и оценивают свою работу на уроке, свои поступки, ситуации из собственного жизненного опыта. Учащимся нравится высказывать свое видение изучаемой темы, делиться своими мыслями, задавать друг другу вопросы, обучать друг друга. Таким образом, происходит системное развитие навыков рефлексивной деятельности, без которой невозможно становление нравственной личности.

Опыт работы в пилотном проекте позволил педагогам прийти к выводу о том, что интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:

интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность и др.);

интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы);

интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);

интеграция на уровне педагогических технологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).

Педагоги осознают свою ответственность за ценностное наполнение образования, понимают важность интеграции. Вместе с тем, системный подход к решению этой проблемы предстоит еще выстроить.

Хочу подчеркнуть системообразующую, стержневую роль предмета «Самопознание» в создании воспитывающего образовательного пространства организации образования.

Свидетельством этого являются результаты анкетирования учащихся, родителей и педагогов ряда пилотных школ городов Нурсултан, Алматы, Шымкент. Отмечу, что педагогические коллективы этих школ восприняли нашу программу, можно сказать, всей душой, о чем свидетельствуют результаты опроса. Анкетирование касалось самых различных сторон жизни школьного коллектива, было анонимным, проведено с помощью гаджетов. Мы не могли не задать учащимся вопрос о том, что дает им изучение предмета «Самопознание».

Ответы ребят, учащихся основной и старшей школы, свидетельствуют о том, что они учатся понимать себя, думать о себе и своих качествах, замечают в себе перемены.

Мониторинг функционирования компонентов целостного образовательного пространства в пилотных организациях образования проводился в течение трех лет.

Определяющими показателями являются рост духовно-нравственного развития учащихся, а также социально-психологический климат в коллективе учащихся, педагогическом коллективе. Мониторинг показывает постепенный, достаточно устойчивый рост показателей, явившийся результатом усилий педагогических коллективов.

О развитии позитивного отношения к учебе учащихся свидетельствует рост показателя качества знаний. Стремление ребят к творческой самореализации демонстрирует значительное увеличение числа участников, ставших призерами республиканских олимпиад.

Очень важным для нас является показатель снижения количества учащихся с девиантным поведением и, конечно, уменьшение случаев суицида среди подростков. Это свидетельствует, на наш взгляд, об изменении отношения взрослых – учителей, родителей – к проблемам детей, к их внутреннему миру, их переживаниям, об изменениях социально-психологического климата в детском коллективе.

Внедрение программы показало, что происходит постепенное переосмысление содержания традиционных и современных подходов к воспитанию. Воспитание целостной личности, обладающей убеждениями, основанными на гуманистических общечеловеческих и национальных ценностях, ориентированной на самопознание,  саморазвитие, направленной на  творческую самореализацию и служение обществу, возможно именно в рамках воспитательной системы.

В жизни нашей организации и нашей программы насупил новый, ответственный этап с более сложными задачами. Он знаменуется важным событием: Институт гармоничного развития человека обрел статус Национального института.

Целью деятельности Национального института гармоничного развития человека является реализация Программы НДО «Самопознание» как основы системы обучения и воспитания, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся на всех уровнях системы образования Республики Казахстан.

В этом статусе институт приобретает новые возможности для реализации своей миссии по продвижению Программы нравственно-духовного образования в широкие слои общества.

Выделю основные направления, представляющие широкое поле деятельности для коллектива Национального института гармоничного развития человека:

  • научно-исследовательская деятельность в области нравственно-духовного образования личности, разработка системы оценивания нравственно-духовного образования, различных видов мониторинга;
  • разработка научно-методического обеспечения образовательного процесса по самопознанию всех уровней системы образования РК, в том числе в сотрудничестве с подведомственными структурами МОН РК, вузами Казахстана;
  • подготовка педагогических кадров на курсах повышения квалификации для всех ступеней системы образования РК;
  • взаимодействие с организациями образования в регионах с опорой на собственные региональные отделения и сеть базовых и пилотных школ для достижения главной цели – воспитания молодого поколения на основе общечеловеческих ценностей.

 Решение этих масштабных задач зависит не только от коллектива Национального института гармоничного развития человека. Это наше общее дело, которое требует объединения усилий и слаженного взаимодействия всех участников реализации Программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

 

Наши партнеры